Исчезнувший речной флот Пензы
Некогда Пенза обладала собственным флотом, хотя и речным, он пользовался большим спросом среди местных жителей. Небольшие суда выполняли функции маршруток, обеспечивая связь между различными частями города. Особенно бурное развитие этот вид транспорта получил в советские времена. В 60-х годах двадцатого века по реке Сура курсировало шесть судов. Навигация начиналась 1 мая и продолжалась до ноября. В городе имелось несколько причалов: на Набережной около Ростка, на улицах Бакунина, Чкалова, на Песках и Барковке. Следует упомянуть, что теплоходами и катерами пользовались не только пассажиры. «Пензенский речной транспорт также обслуживает отдыхающих», — сообщали местные СМИ. «Речники подписали соглашение с экскурсионным бюро облсовпрофа. Гости города и те пензяки, которые плохо знакомы с историей своего региона, могут, путешествуя по реке, ознакомиться с его достопримечательностями. Кроме того, организации и учреждения могли организовать коллективные выезды за пределы города».
Тем не менее, несмотря на видимые успехи, у речного флота существовали серьезные проблемы. В отчетах упоминалось о неудовлетворительной ремонтной базе. Порой восстановительные работы проводились всего лишь при помощи зубила и молотка. Часто не хватало необходимых запасных частей, аккумуляторов, фонарей, красок и даже гаек.
В то же время флот продолжал функционировать и развиваться. Трудные времена для пензенских речников настали в 90-е годы. Не происходила модернизация, финансирование резко сократилось, а сами «корабли» сильно износились. Последний пассажирский рейс в Пензе был осуществлён в 2011 году.
ПП. 1968. №119
Пензенская энциклопедия, 2019. Т.2
Источник Государственный архив Пензенской области