Неосуществимые мечты о трамваях в Пензе
Много раз в Пензе предпринимались попытки запустить трамвайное движение, еще до наступления советской эпохи. Основной мост задумывался для соединения набережной реки Пензы с правым берегом.
Переправу планировали расположить примерно в том месте, где сейчас установлен памятник «Росток». Этот проект получил серьезное внимание от властей: прошло множество заседаний, в результате которых из бюджета были выделены средства на трамвайную линию.
В мае 1898 года был заключен предварительный контракт с инженером Дени из столицы. Он предложил построить мост из железобетона и провести электричество для nighttime illumination. Однако смета на реализацию потрясла губернскую администрацию.
На всю работу требовалось несколько сотен тысяч рублей — в те времена это были огромные средства. В попытке выразить желание снизить затраты, депутаты городской думы внесли множество правок в проект. Инженер Дени не согласился с изменениями, оставил заявку на компенсацию и прекратил сотрудничество.
Тем не менее, идея о внедрении трамвайной системы не исчезла. Разные версии проекта продолжали обсуждаться и модернизироваться. Больше того, представители администрации даже ездили в Петроград, чтобы подобрать трамваи.
Обострившуюся проблему помешал рельеф Пензы. Город расположен на холмах, что сильно ограничивало возможности трамвайного движения. В итоге проект был закрыт.
На фото: «Пензенский трамвай»: мотовоз с поездом, проходивший по маршруту «Драмтеатр — Вокзал — Велозавод». На фотографии конечная станция у Драмтеатра, 1930-е годы.